Отличная иллюстрация прессинга команды – в матче против «Сити» сезона 2017/18, завершившемся со счётом 4:3 в пользу «красных». Третий мяч команда Клоппа забила после того, как передняя тройка игроков «Ливерпуля» заняла выжидающие позиции, в то время как защитники «горожан» долго думали, что делать с мячом. Фирмино лишь обозначил давление, но это привело к нервной передаче, которую перехватил Салах: «Ливерпуль» мгновенно сжал тиски, и египтянин вывел Мане на ударную позицию.
Примечание переводчика: буквально за полминуты до этого имела место похожая ситуация, но с более активным прессингом. Фирмино поддавил Отаменди, которому пришлось быстро отдавать на Фернандиньо. К нему уже приближался Эмре Джан, и бразилец сделал неаккуратный пас на Стоунза, который перехватил Мане, продвинулся к воротам и хлёстко пробил, попав в штангу.
Тем не менее, использование прессинга выматывает, и безостановочно применять его можно не более двадцати минут. Таким образом, у «Ливерпуля» были проблемы с сохранением необходимого для тяжёлого графика АПЛ уровня выносливости, что стало загвоздкой.
Клопп столкнулся с той же проблемой, что у него были в Дортмунде. Один раз «Боруссия» даже некоторое время обитала недалеко от зоны вылета из-за того, что соперники приспособились к их известному контрпрессингу.
«Ливерпуль» испытывал схожие проблемы в случаях, когда была необходимость вскрывать оборону маленьких команд, и скорость не являлась в таких ситуациях козырем. Расчёт на креатив Фелипе Коутиньо также не работал, потому что соперники не давали ему получать мяч, и в результате бразилец был выключен из игры.
В сезоне 2016/17 «Ливерпуль» не проигрывал лидерам, но регулярно терял очки в матчах с менее серьёзными соперниками, потому что был командой, использующей пространство на поле, а не создающей его.
В сезоне 2018/19 мерсисайдцы искусно поменяли свой стиль прессинга. Как подметил гуру футбольной тактики из The Guardian Джонатан Уилсон, «Ливерпуль» стал возвращать себе владение в среднем 4,1 раза за игру, а в предыдущем сезоне этот показатель равнялся 4,5.
Метрика от Opta также говорила о том, что команда Клоппа стала терпеливее, и «Ливерпуль» больше характеризуется спокойствием, нежели скоростью. К примеру, количество передач, которое соперники выполняли в центральной зоне и на своей трети поля, по сравнению с предыдущим сезоном выросло с 11,2 до 12,8.
«Ливеруль» также стал чаще владеть мячом, выполняя больше пасов. Команда уже прессинговала не так агрессивно, и не только для того, чтобы избегать длинных передач за спину и дать возможость защитникам занять свои позиции, но и c целью сохранения функциональности на длинной дистанции.
Клопп не любит играть от обороны, но совершенно не случайно, что «Боруссия» 2011-го и 2012-го годов, побеждавшая в Бундеслиге, имела отличную защиту, пропустив, соответственно, всего 22 и 25 мячей в чемпионских сезонах.
Также неудивительно, что оборона «Ливерпуля», остановившегося в 2019-м году в шаге от золота, преобразилась тогда по сравнению с предыдущим сезоном. С приходом Ван Дейка и Алиссона защитные порядки «красных» приобрели достаточную структуру для того, чтобы, наконец, соответствовать уровню «Ман Сити».
А до этого оборона команды была совершенно разобранной, что не позволяло удерживать нужный результат. Это наносило существенный удар по возможностям, а многие считали проблемы в защитных порядках недоработкой Клоппа. Однако загвоздка была не столько в системе, сколько в конкретных игроках: Клайн, Морено, Ловрен, Клаван, Шкртел и Туре – сами по себе отличные защитники, но их действия часто не укладываются в рамки логики и дисциплины.
Возьмём, к примеру, Ловрена и Морено. Они оба совершенно не умели читать ситуацию на поле. В особенности, это касается испанца, чьё неумение вовремя находиться на своей позиции регулярно приносило команде проблемы.
Финал Лиги Европы против «Севильи» и победа 4:3 над «Арсеналом» в матче первого тура сезона 2016/17 – яркие примеры того, когда соперник использовал слишком высокое расположение Морено. Именно поэтому на его позицию был приобретён Робертсон, развившийся в очень умного защитника, знающего, когда можно ходить вперёд.
Тщательный выбор центральных защитников стал для Клоппа приоритетной задачей. Ставка на взаимодействие в прессинге в сочетании с компактным и узким расположением вынуждает соперника использовать при атаке либо фланги, либо длинные передачи, чтобы, соответственно, не стать жертвой прессинга «Ливерпуля» и не уткнуться в насыщенную полузащиту.
Такая игра отлично удалась мерсисайдцам в финале Лиги Чемпионов 2019-го года, когда «Тоттенхэму» пришлось регулярно использовать навесы в штрафную, где верх легко снимали Ван Дейк и Матип. С Ловреном, Клаваном и Сахо всё было совсем не так. Они часто проигрывали подборы и верховую борьбу, что делало прессинг «Ливерпуля» бессмысленным, так как оппоненты просто использовали слабости центра обороны «красных».
Приобретение Ван Дейка значительно наладило игру «Ливерпуля» в защите, в том числе и в единоборствах. Кроме того, с приходом голландца наладилась контратакующая игра, ведь он делает отличные длинные пасы, в то время как крайние защитники команды Клоппа не всегда могут похвастаться таким умением.
Согласно данным официального сайта АПЛ, «Ливерпуль» – пятая команда лиги по количеству длинных передач в этом сезоне. Это совершенно неудивительно с той точки зрения, что для мерсисайдцев, как для команды, использующей контрпрессинг, гораздо важнее скорость атак, нежели количество передач. В такой игре важно иметь быстрых вингеров, которых можно отправить в прорыв сразу после отбора мяча, пока соперник не успел занять свои позиции.
Применительно к «Ливерпулю» такой устаревший и считающийся примитивным британский стиль, как игра длинными забросами вперёд, звучит довольно странно. Но это не классическая игра в доставку мяча на высокого форварда. В данном случае это просто один из элементов, добавляющих тактической гибкости на поле, что выгодно отличает «Ливерпуль» от большинства европейских команд.
Кроме того, коллектив Клоппа действует более разнообразно, чем «Ман Сити», который не менее хорош с мячом, но не слишком здорово владеет элементами игры «вторым номером».